Школьная лаборатория " Перемена + "

  

 Официальный сайт

 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения 

"Средняя  школа № 37"

  города  Норильска

 


Добро пожаловать на сайт школы 37 города Норильска!

Школьная лаборатория " Перемена + "

 

 

Школьная лаборатория «Перемена+»

Авторы: Учительская кооперация

Ссылка на материалы практики:

http://www.kayerkan-sch37.edusite.ru/p326aa1.html

Ключевые слова образовательной практики

Цифровая образовательная среда, внешняя  и внутренняя мотивация, проектная и исследовательская деятельность, STEM-лаборатория, школьная «Академия творчества «Полюс – 37», предпрофильная подготовка, школьный интеллектуальный клуб.

Для кого?

·  обучающиеся

·  родители

·  учителя-предметники

·  классные руководители

·  педагоги дополнительного образования

·  педагоги-организаторы

 

Созданная цифровая образовательная среда в ОУ на базе школьной лаборатории  «Перемена+» направлена на повышение внешней  и внутренней мотивации к обучению и развитию обучающихся через совместную проектную и исследовательскую деятельность и практические занятия педагогов,  учеников и их родителей. Модель  школьной лаборатории «Перемена+» включает в себя занятия:

1) в STEM-лаборатории естественно-научного цикла:

- физика. Использование цифровой лаборатории по физике позволяет самостоятельно планировать эксперимент и выбор алгоритма обработки данных, развивает навыки работы с датчиками,  таблицами результатов измерений физических величин. Базовый комплект лабораторного комплекса «Архимед» используется для проведения  простых экспериментов по разделу «Механика», его так же используют и для занятий по биологии и  химии.

- химия. Для проведения опытов с использованием цифровой лаборатории по химии оперативно составить отчет с исходными данными измерений, одновременно записать фото и видео сюжеты эксперимента, зафиксировать промежуточные результаты, построить таблицы, графики, добавить текстовые комментарии.

- география. Для проведения занятий по теме «Минералы Красноярского края» используется компакт-диск для электронной доски (мультимедиапроектора), включающий изображения, иллюстрирующие мир минералов и горных пород, разделы с информацией о строении Земли, химическом составе земной коры, о процессах в результате которых образуются минералы и горные породы, о породообразующих минералах (магматические, осадочные, метаморфические), о драгоценных и поделочных камнях, о рудных минералах, о музеях, где экспонаты представляют многообразие минерального мира. Для проведения практической части научных работ используется оборудование «Цифровая лаборатория по географии», предназначенная для проведения географических исследований в области экологического мониторинга инструментальными методами. А так же  школьная метеостанция для наблюдений  и замеров следующих параметров: температуру воздуха, атмосферное давление, относительную влажность воздуха, направление ветра, скорость ветра, количество атмосферных осадков.

- биология. Для проведения занятий дистанционного обучения и практической части научных работ используется исследовательский комплект  цифровой лаборатории по биологии и цифровой микроскоп, которые  обеспечивают получение данных с датчиков и их обработку, фиксацию данных в автоматическом режиме или по команде экспериментатора, формирование в ходе эксперимента электронного отчета с исходными данными, фото- и видеофиксацию эксперимента, формирование таблиц, графиков и текстовых комментариев.

    - окружающий мир. Цифровая лаборатория для начальной школы дает возможность: проводить с обучающимися 6 – 11 лет исследовательские занятия естественнонаучной направленности; подготовить ребят к работе с цифровыми приборами; развить навыки перевода одного вида информации в другой в ходе подготовки отчета о проделанном эксперименте. С помощью игр  цифровой лаборатории "Наураша", предназначенной для детей 5 – 6 лет, посещающих Школу будущего первоклассника «Росточек» на базе МБОУ «СШ № 37»,  включенных в разработку, ребята лучше понимают природу таких явлений, как электричество, свет, магнитное поле, сила и пр.

            2) на базе центра дополнительного образования школы «Академия творчества «Полюс – 37»»:

   - школьный интерактивный музей «ЭкспериментУМ». Создан для обучающихся пяти общеобразовательных школ, детей с ОВЗ, обучающихся на дому, и воспитанников детских садов  района Кайеркан. Экспонаты интерактивного музея «ЭкспериментУМ», изготовлены совместно с детьми,  родителями и  педагогами, демонстрируют такие разделы физики как «Механика», «Электродинамика», «Оптика». Все экспонаты музея не только можно, но даже нужно ребятам трогать руками, а так же проводить испытания и эксперименты. В рамках работы школьного цифрового музея «УникУМ» созданы видео-материалы виртуальных экспозиционных и экспонатных экскурсий и познавательных мероприятий. Группа веб-разработчиков создала QR-коды к табличкам с наименованием и описанием экспонатов.

   - робототехника. Комплекты LEGO MINDSTORMS EV3  (для детей 10 – 15 лет) и LEGO WEDO 2.0 (для детей 6 – 9  лет) дают ребятам потрясающую возможность для успешного изучения разнообразия окружающего мира, включая науку, технику, инженерное искусство и математику, а так же комплекты используются на соревнованиях по робототехнике.

- творческие объединения: «Лидер»,  «Содружество», «Умельцы», хор «Северянка», школьный театр «Сцена», «Уличный оркестр», «Акварель», «Кудесник», «Юный Кулибин», «Автостоп»,  «Очумелые ручки», «Импульс»позволяют обучающимся создавать , реализовывать творческие проекты социальной направленности.

3) на базе кабинета предпрофильной, профильной подготовки. Позволяет, в том числе и в виртуальном пространстве, организовать в рамках предпрофильной подготовки исследовательскую и проектную деятельности учащихся. Это представляется нам очень важным аспектом для совершения подростком, его родителями, выбора обучения  при переходе в старшую школу.

4) в рамках программы «Главную дорогу – талантам». Для эффективного сопровождения высокомотивированных обучающихся, развития их познавательных, творческих способностей и проектно-исследовательской деятельности через целенаправленную планомерную психолого-педагогическую поддержку педагогов-куратораторов. В рамках программы действует научное общество «ШИК» (школьный интеллектуальный клуб), где у обучающихся успешно формируются умения в написании научно-практических работ, что подтверждается высокими результатами в конкурсах и НПК различного уровня. Высоким результатом деятельности обучающихся – победа в школьном конкурсе «Ученик года», где ребята должны набрать наибольшее количество баллов в различных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.

В модели школьной лаборатории «Перемена+» четко распределены обязанности между всеми ее участниками:

    Руководитель лаборатории «Перемена+»: организует распределение обязанностей между членами команды и координирует выполнение их обязанностей; производит закупку необходимых материалов, оборудования; ведет документацию по отчетности проекта.

     Методист естественно-научного направления: обеспечивает деятельность работы лаборатории в соответствии с программой естественно-научных дисциплин «Перемена+»; проводит консультации по разработке виртуальных экскурсий; координирует выполнение экспериментальной части исследовательских работ для участия посетителей в конкурсах различного уровня.

     Методист по ИКТ: обеспечивает деятельность сайта школьной лаборатории «Перемена+»; консультирует группу веб-разработчиков.

     Команда школьной лаборатории «Перемена+» - это 6 педагогов и по 2 обучающихся на каждую дисциплину, совместно разрабатывают занятия для дистанционного обучения, не дублируя общеобразовательную программу МБОУ «СШ № 37», и видео-материалы для пополнения страниц школьной лаборатории «Перемена+». Родители являются активными соучастниками различных мероприятий школьной лаборатории «Перемена+»: создают новые экспонаты для школьного  интерактивного музея «ЭкспериментУМ», принимают участие в выполнении детьми практической части к научным работам, оказывают помощь группе веб-разработчиков.

     Группа веб-разработчиков состоит из 19 обучающихся 7-10-х классов под руководством методиста по ИКТ и руководителя ТОУ «Графика+» (направление: графический дизайн):

1 группа из 5 обучающихся разрабатывают сайт, интерактивного гида, который помогает ориентироваться внутри лаборатории, информируя посетителей не только на русском, но и на английском языке, на основе мобильного приложения; своевременно наполняют сайт информацией; размещают рекламные видео-ролики;

2 группа из 3 обучающихся  разрабатывают страницы виртуальной галереи;

3 группа из 2 обучающихся разрабатывают «тепловую карту» для получения мониторинга наиболее посещаемых экспозиций и рекламную информацию для менее посещаемых страниц;

4 группа из 2 обучающихся создают QR-коды к ресурсному наполнению лаборатории «Перемена+»;

5 группа из 5 обучающихся разрабатывают интерактивные квесты,  викторины, пазлы; 

6 группа из 2 обучающихся создают 3D графические модели экспонатов лаборатории  для проведения сенсорных экскурсий посетителям с ограничениями зрения или двигательной функции.

     Группа операторов из 3 обучающихся записывают видео-занятие, видео-экскурсии, проводимые в школьном интерактивном музее «ЭкспериментУМ» и школьной лаборатории «Перемена +».

     Группа экскурсоводов из 3 обучающихся разрабатывают экспозиционные и экспонатные экскурсии совместно с методистом, руководителем музея, профориентатором.

     Профоериентатор организует встречи и профориентационные с целью популяризации следующих профессий: инженер, механик, токарь, слесарь и т.д., используя ресурсы школьного интерактивного музея «ЭкспериментУМ».

Родители являются активными соучастниками различных мероприятий школьной лаборатории «Перемена+»: создают новые экспонаты для школьного  интерактивного музея «ЭкспериментУМ», принимают участие в выполнении детьми практической части к научным работам, оказывают помощь группе веб-разработчиков.

Проблема всей современной школы:  детям неинтересно учиться. Специалисты видят в этом воздействие многих факторов, но наиболее ощутимый - это низкий уровень внутренней мотивации обучающихся чаще основной школы к  познавательной деятельности. Недостаточный уровень метапредметных компетенций наших обучающихся, негативно сказывается на их уровне подготовки к ГИА и результатах учебной деятельности.

Цель практики: создание цифровой образовательной среды для повышения внешней и внутренней мотивации к обучению и развитию обучающихся через активную деятельность школьной лаборатории «Перемена+».

 Мы видим ключевую задачу своей практики в том, чтобы преодолеть противоречия практико-методического уровня подготовки педагогов и уровня  применения ими образовательных технологий в ИКТ-насыщенной образовательной среде, а также трудности в совместной проектно-исследовательской деятельности педагога,  ученика и родителя.  Это совсем новые проблемы, которые связаны с общим сдвигом парадигмы образования в сторону перехода от передачи знаний к пониманию возможностей и с необходимостью развития у школьников мотивации и навыков обучения в течение всей жизни.

Задачи: создать условия для функционирования школьной лаборатории «Перемена+» для продвижения различных проектов детей и взрослых, мотивируя к участию в конкурсах различного уровня. Для этого

1.                       Расширить возможности  для проектной деятельности на базе центра дополнительного образования школы «Академия творчества «Полюс – 37»».

2.                       Организовать на качественном уровне научно-исследовательскую деятельность и практические занятия STEM-лаборатории естественно-научного цикла, обучив 25% педагогического коллектива, привлекая к работе специалистов НГИИ.

3.                       Активизировать работу научного общества учащихся «Школьный интеллектуальный клуб», через проведение ярмарок идей, Дней Науки, познавательных квестов, с использованием  виртуальных сред.

4.                       Вывести на высокий уровень организацию учебно- исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках предпрофильной подготовки, с использованием сервисов кабинета профориентации и возможностей обучения в классах СПОК педагогической направленности.

5.                       Организовать:

- сетевое взаимодействие с сервисом «Глобальная школьная онлайн лаборатория, с центром цифрового образования детей «IT-куб»;

- дистанционное обучение детей и взрослых до 50% с использованием возможностей различных интерактивных образовательных платформ Учи.ру, Якласс);

6. Обучить педагогов на курсах Глобальной школьной онлайн- лаборатории, интерактивной образовательной платформе Учи.ру, а также мотивировать их на активное участие в проектах Глобальной школьной онлайн- лаборатории, в благотворительных программах «Мир новых возможностей» Норильского никеля.

7. Пополнить  материально-техническую базу цифровой школы на 1млн.рублей.

Деятельность лаборатории «Перемена+» направлена на приобретение подростком опыта собственной проектной работы, где он учится действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленной целью, находя способы представления своего собственного проекта, используя имеющиеся проектные площадки медиа и коворкинга.

Созданная цифровая образовательная среда позволяет:

- проводить исследовательскую деятельность естественно-научного направления для всех желающих на базе  STEM-лаборатории и дистанционные занятия для обучающихся на дому;

- организовывать внеурочные занятия по формированию метапредметных навыков и экскурсии в рамках работы центра дополнительного образования школы «Академия творчества «Полюс – 37»»;

- эффективно сопровождать высокомотивированных обучающихся научного общества «Школьный интеллектуальный клуб», формируя умения в написании научно-практических работ, через целенаправленную планомерную психолого-педагогическую поддержку педагогов-кураторов;

- формировать умения, необходимые подростку для совершения выбора при переходе в старшую школу через занятия проектной деятельности.

 Способности и ИКТ-компетенции ребят, увлеченных компьютерными играми – это полезный ресурс для создания сайта, информационных QR кодов интерактивного музея.

«Любители гаджетов» активно пользуются виртуальным и дополненным  реальностью образовательным пространством, голосовыми помощниками, мобильными приложениями и 3D-графикой.

Дети из неблагополучных семей не только пассивные посетители лаборатории, но и сами участвуют в создании информационных электронных ресурсов для наполнения сайта, проводят различные исследования, ведут свои блоги. Это реальная возможность для детей группы социального риска проявить себя  полезным обществу.

Дети с ОВЗ,  обучающиеся на дому, не только посещают виртуальные экскурсии не выходя из дома, но и дистанционно обучаются и выполняют практическую часть своей исследовательской работы. Реальные 3D графические модели экспонатов музея для проведения сенсорных экскурсий позволяют посетителям с ограничениями возможностями  зрения или двигательной функций изучать законы окружающего мира, используя тактильное восприятие.

Средства: технологии, методы, формы, способы

Лаборатория создана для координации индивидуальных и коллективных запросов подростков, потребностей их родителей,  организации различных проектно-исследовательских ярмарок «Ярмарка идей», «Школьный интеллектуальный марафон»,  акций «День наук», презентаций «Научный калейдоскоп», НПК, мастер-классов,  учитывая возможности GL globallab, , интерактивных образовательных платформ Учи.ру, Якласс, в том числе и  традиционного школьного конкурса «Ученик года».

Наша практика опирается на реализуемые в школе программы: «Главную дорогу – талантам», «Информатизация школы», Профориентационные программы; программы центра дополнительного образования школы «Академия творчества «Полюс – 37»», «Программы повышения квалификации педагогов» и реализует технологии: перевернутый класс, смешанное обучение,игровые, проблемное обучение, технологии сотрудничества и взаимообучения, различные формы: индивидуальная работа, работа в парах, группах сменного состава, коллективная работа и методы: проектов, исследовательский, методы коллективного обучения

Технологии: игровые, проблемное обучение, технологии сотрудничества и взаимообучения.

 Формы: индивидуальная работа, работа в парах, группах сменного состава, коллективная работа.

Методы: проектов, исследовательский.

  Материально-техническая база МБОУ «СШ № 37» по состоянию на 1 сентября 2019 год  является достаточной, но  постоянно пополняется. В школе имеется компьютерный класс,  который имеет 12 рабочих мест для учеников и 1 рабочее место учителя, МФУ,  мобильный компьютерный класс - 14 ноутбуков, 12 интерактивных досок, 26 проекторов, 25принтеров.  В школе всего 63 машины парка, которые объединены в школьную локальную сеть и имеют выход в Интернет. 5 оборудованных площадок для коворкинга. Очки виртуальной реальности – 5 штук.

Оснащены персональными компьютерами, проекторами рабочие места всех педагогов (биологии, географии, химии, физики, английского языка, истории и обществознания, русского языка и литературы, математики, технологии, начальных классов), библиотекаря, школьного психолога, социального педагога, логопеда, директора, заместителей директора, секретаря.

В МБОУ «СШ № 37» имеются лаборатории по физике, химии, географии, биологии, оснащенные оборудованием, которое используется в проектно-исследовательской деятельности. В частности: электронные микроскопы, школьная метеостанция, коллекция горных пород, интерактивные пособия по географии, лабораторный комплекс Архимед, робототехнические наборы (Базовый набор LEGO WeDo 2.0, LEGO MINDSTORMS EV3) для моделирования физических процессов оснащенные программным обеспечением, разработан комплекс фронтальных экспериментальных работ по физике для обучающихся 7-9 классов; реактивы (неорганические и органические), необходимые для выполнения демонстрационных, лабораторных опытов и практических работ по программе курса химии для 8-9 классов; набор «Лабораторные работы по химии».

Результаты практики

            Созданы условия для самостоятельного и инициативного развития школьников, совместных проектов детей и взрослых.

Сформирована достаточная база цифровых ресурсов.

         1. 80% педагогов эффективно применяют технологии в ИКТ-насыщенной образовательной среде, создают ситуации, стимулирующие мотивацию, интерес к самостоятельному изучению, поиск ответов на множество вопросов.

         2. 60% участников образовательных отношений включены в онлайн-деятельность различных образовательных платформ через постоянное взаимодействие с Глобальной школьной онлайн лабораторией, с центром цифрового образования детей «IT-куб».

         3. Все обучающиеся с 5 по 9 класс принимают участие в групповых или индивидуальных проектах в рамках внеурочной деятельности.

         4. По результатам психолого-диагностической диагностики внутренняя мотивация к обучению  повысилась у 30% школьников.

         5. Сократился  дефицит личного времени учащихся за счет работы на онлайн платформах.

         6. Активизировано участие обучающихся в мероприятиях проектно-исследовательской деятельности различного уровня и повышение их результативности на 50%.

         7. Отмечается положительная динамика: результатов учебной деятельности и уровень подготовки к ГИА; участия в конкурсах и результативности.

   Данные показатели результатов выше перечисленных пунктов измеряются через мониторинг, диагностику, рейтинг, банк достижений учащихся, анализ работы лаборатории «Перемена+» по внедрению технологий проектно-исследовательской совместной деятельности с  дальнейшим внесением в SWOD-анализ МБОУ «СШ № 37».

В дальнейшем планируем создание на базе школы стажировочной площадки и организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений района Кайеркан.

Риски

1. Недостаточная комплектация материально-технической базы: отсутствие мультимедийных методических пособий, необходимых для разработки метапредметных проектов, которые можно было бы активно использовать в урочной и внеурочной деятельности с применением облачных технологий.

2. Некорректная работа сети Интернет (перебои доступа).

3. Не все участники образовательных отношений готовы использовать платные образовательные платформы.

 

Способы и средства

Наблюдение, анкетирование, опросники, мониторинг, диагностика.

Оценка результативности достижений учащихся: Портфолио, победа в школьном конкурсе «Ученик года».

 Программы: «Главную дорогу – талантам», «Информатизация школы», Профориентационные программы; программы центра дополнительного образования школы «Академия творчества «Полюс – 37»», «Программа повышения квалификации педагогов».

 

Проблемы

Апробировать пришлось самостоятельно при отсутствии собственного опыта.

 

Рекомендации, практические советы.

Консультационное сопровождение, мастер-класс, вебинар, семинар по заявкам.

Осознать практическую значимость проекта. Предоставить обучающимся достаточное количество практического материала. Продумывать вопросы и комментарии, чтобы не подавить инициативность и самостоятельность детей.

Рекомендательные письма/экспертные заключения/ сертификаты.

Консультанты:

Дерябина Лариса Бениаминовна - доцент ФГБОУ ВО «Норильский государственный индустриальный институт»,

Рябуха Наталья Александровна,  специалист МБУ «Станция юных техников» города Норильска

Видеоматериалы о реализуемой практике (ссылки)

Школьный интеллектуальный клуб:

http://www.kayerkan-sch37.edusite.ru/p190aa1.html , http://www.kayerkan-sch37.edusite.ru/p245aa1detales5.html ,

Предпрофильная подготовка:

http://vkprof.kayerkan-sch37.edusite.ru/

http://www.kayerkan-sch37.edusite.ru/p43aa1.html

STEM-лаборатория

http://www.kayerkan-sch37.edusite.ru/p324aa1.html

Академия творчества «Полюс – 37»

http://www.kayerkan-sch37.edusite.ru/p325aa1.html

 

РЕСУРСЫ

 

 

Ресурс

 

Необходимый ресурс

 

Имеющийся

 

Кадровый

 

Руководитель лаборатории.

Актив лаборатории:

- руководители  циклов предметного направления,

- лидеры детских и взрослых проектов (эксперты, члены жюри, руководители мастер-классов, организаторы ярмарок);

- волонтеры.

 

Заместитель директора по НМР.

Руководители школьных методических объединений.

Руководитель научного школьного общества,  кураторы-наставники одаренных и перспективных детей.

Победители проектов различного уровня.

Руководители школьных творческих объединений центра дополнительного образования АкадемиЯ творчества «Полюс-37».  

Активные родители, учащиеся социально-педагогического класса, команда волонтеров школы.

 

Методический

 

Разработка деловых (сетевых, виртуальных) игр для создания банка идей метапредметных проектов.

Мультимедийное методическое пособие метапредметных проектов которые можно использовать в урочной деятельности с применением облачных технологий, возможностей Глобальной школьной онлайн-лаборатории.

Разработка КИМов для определения уровня овладения обучающимися метапредметными компетенциями.

 

Примерная программа  учебно-исследовательской и проектной деятельности на уровне основного  общего образования.

Программа «Дорогу талантам»

Программа и положение НОУ «ШИК»

Индивидуальные маршруты работы.

Программы творческих объединений «АкадемиЯ творчества «Полюс-37».  

Разработки мероприятий «Ярмарка идей», конкурса «Ученик года».

 

Материально-техническая база

 

Интерактивный стол, квадракоптеры, виртуальный шлем3D-принтеры; цифровая лаборатория по физике, географии, биологии, химии.

 

1. Все кабинеты оснащены АРМ. Сетевое подключение между всеми кабинетами с доступом в Интернет.

Компьютерный класс-1 на 12 рабочих мест, МФУ

интерактивные доски -12шт, проекторы-26 шт, принтеры – 25шт.  ПК- 63 машины,

1 мобильный компьютерный класс - 14 ноутбуков.

2. Возможности лаборатории на базе ФГБОУ ВО «Норильского государственного индустриального института», МБУ ДО «Станция юных техников»,

центра цифрового образования детей «IT-куб».

                                                                                                             

 

Творческая группа разработчиков 

 

 

Дата последнего обновления страницы 27.10.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения