ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
По структуре предпрофильная подготовка состоит из трех компонентов:
- психолого-педагогические сопровождение (профинформация, профконсультирование);
- социально-профессиональная ориентация (вводно-ознакомительные и ориентационно-диагностические курсы);
- предметная подготовка (компенсация пробелов предметной подготовки, дополнительная предметная подготовка).
Цель предпрофильной подготовки: выявление интересов, проверка возможностей девятиклассников на основе спектра кратковременных курсов по выбору, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.
ЗАДАЧИ:
- выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе
- развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности
- оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением
- формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии
Модель выпускника предпрофильного обучения
(на основе Концепции профильного обучения)
- Умеет осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям;
- Готов нести ответственность за сделанный выбор;
- Имеет высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному направлению, прикладывает усилия для получения качественного образования;
- Умеет объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям.
Поэтому в 9 классе осуществляется предпрофильная подготовка школьников, включающая овладение ими минимальной профессиоведческой компетентностью, способностью получения представлений об "образе Я", а также приобретение необходимого практического опыта для обоснованного выбора профиля образования. Предпрофильное обучение включает социально-педагогический и психологический диагностический блоки, предоставляющие школьникам возможность не только выяснить своё отношение к тому или иному виду профессиональной деятельности, но и познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития.
В связи с этим, предпрофильная подготовка позволяет:
§ предусматривать усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой, направленной на формирование ключевых компетенций профессионального самоопределения;
§ обеспечивать, в случае необходимости, возможность переориентации школьника с одного профиля на другой;
§ обеспечивать высокий уровень оснащения учебного процесса, современными мастерскими, лабораториями, рабочими местами, комфортными условиями и высокой культурой труда.
Инновационные изменения в содержании образовательного процесса в связи с ведением предпрофильной подготовки
- введение в учебный план за счет школьного компонента краткосрочных 8 - 36-часовых курсов по выбору: предметных, межпредметных и ориентационных;
- использование в предпрофильном обучении очно-заочных, дистанционных форм получения образования; обучение учащихся в малых группах обучение в одной группе обучающихся разных школ;
- введение активных технологий обучения, в первую очередь, в преподавание курсов по выбору;
- проведение профессиональных проб для обучающихся, позволяющих им точнее определиться в выборе профиля образования;
- зачисление в 10-й профильный класс на основе решения муниципальной экзаменационной комиссии, учитывающей «весомость» достижений «портфолио» ученика;
- введение накопительной оценки учебных достижений учащихся по типу «портфолио»
- учет результатов рейтинговых соревнований, олимпиад, марафонов и других мероприятий с учащимися, позволяющими использовать ресурс «портфолио»;
- проведение обучения девятиклассников вне стен собственной школы: в учреждениях муниципальных и межмуниципальных образовательных сетей, ресурсных образовательных центрах и т. д.
- безотметочная система предпрофильного обучения девятиклассников: оценка результатов работы учителя и учащихся по показателю правильности выбора профиля образования в 10-11-х классах
- информационная работа
- введение новой системы распределения времени прохождения учебных курсов в течение учебной недели, четверти, года, при которой допускается, что учебная дисциплина не обязательно изучается по одному часу в неделю
Организация предпрофильной подготовки
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.
Блоки проблем профессиональной ориентации учащегося 9-11 класса |
|
ХОЧУ |
МОГУ |
НАДО |
Кем быть?
(предпочтительные группы профессий) |
|
|
|
Каким быть?
(востребованные профессиями качества) |
|
|
|
Зачем осваивать именно эту профессию?
(личностно значимые ценности) |
|
|
|
Блоки проблем профильной ориентации учащегося 9 класса |
|
ХОЧУ |
МОГУ |
Что изучать? |
|
|
Как изучать? |
|
|
Где изучать? |
|
|
Зачем изучать? |
|
|
К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.
В соответствии с концепцией модернизации образования возможны несколько моделей (вариантов) организации предпрофильной подготовки.
Предпочтение, которое отдает образовательное учреждение той или иной модели, обсуждается с педагогическим коллективом. В процессе выбора обязательно учитываются интересы учащихся и их родителей, имеющиеся финансовые, кадровые, материальные и другие возможности и ресурсы образовательного учреждения.
Модель внутришкольной предпрофильной подготовки предполагает, что образовательное учреждение активизирует собственные ресурсы, опирается на собственный материально-технический и кадровый потенциал. Модель сетевой организации предпрофильной подготовки осуществляется силами нескольких образовательных и профессиональных заведений, учреждений дополнительного образования и культуры на договорной основе.