«Ребенок не должен быть неуспешным в том, что ему
по каким - то природным
основаниям не дано»
А.А. Ярулов
На этапе нового экономического и культурного развития государства перед образованием стоит социальный заказ с высоким уровнем развития у человека нравственности, интеллекта, социального и физического здоровья. Главное направление деятельности учителя должно соответствовать новому качеству образования, чтобы работать на успешность каждого ученика в образовательной деятельности. Новое качество образования будет тогда, когда будет «новый» учитель, «новый» ученик и «новый» родитель с «новым» мышлением.
Данное обучение представляет следующую систему:
Цель: триедина - обучение, воспитание и развитие ученика как субъекта жизнедеятельности.
Содержание: направленно на формирование творческой саморазвивающейся личности.
Методы: продуктивные, определяемые как методы самодеятельности ребенка, направленные на развитие его способностей и творческого потенциала, на преобразование самого ребенка; проблемные методы.
Формы организации: (поэтапное формирование умственных действий школьников), распределенные формы деятельности учеников и учителя, т. е. сотрудничество.
Деятельность учителя: профессиональные роли «переводчика» (умение объяснить материал), « управленца» (умение организовать и контролировать учебную деятельность каждого ученика), « психолога» (умение создать условия для психологической комфортности), « методиста» (формулировка целей).
Деятельность учащихся: учебная, продуктивная, творческая, поисковая, приобретение навыков саморазвития.
Контроль и оценка результатов: содержательная оценка, «особенности» оценки в баллах; самоконтроль, самооценка.
Взаимоотношения учителя с учащимися: субъект -субъектные.
Задача начальной школы в ИОО - научить детей учиться, то есть научить учебной самостоятельности, сформировать у них понятие учебной деятельности и привычку в процессе обучения играть активную роль, что конечно способствует саморазвитию учеников во всех сферах жизни.
Учебная деятельность имеет определенную структуру, то есть состоит из определенных компонентов: мотивации, собственно действия (состоящего из операций); самоконтроля; самооценки. Только когда у ребенка сформированы все эти навыки, можно с уверенностью сказать, что он владеет учебной деятельностью. Это означает, что у него есть желание учиться, он умеет ставить перед собой цель и планировать ее достижение, самостоятельно выполняет действие с пооперационным контролем за ходом, а после завершения работы способен самостоятельно оценить ее. По счастью, у нас, сегодняшних педагогов, появилась возможность выбора. Пока эта возможность очень невелика, но она и не расширится, если мы сами не выучимся очень трудному и рискованному делу, свободному и предельно четкому выбору своих собственных путей. Учебная деятельность осуществляется на основе общения «ученик - ученик», «ученик - учебный материал», «ученик-учитель». Ученик при этом активный участник учебного процесса, каждый имеет возможность сделать открытие.
Требования к качеству образования в системе ИОО:
- владение универсальными способами деятельности;
- владение коммуникативными навыками;
- способность к самообразованию;
- нормы и эталоны социальной жизнедеятельности как внутренняя культура, воспитанность.
Технология заранее проектирует качество, в соответствии с этим простраивается система действий, направляемых на достижение результата, качества выпускника: здоровье (физическое, психическое, интеллектуальное, нравственное); толерантность; творчество; субъективность; качества обученности (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, исследовательские).
Это и есть качественное новообразование, которое возникает только в системе, только под воздействием технологических приемов, только в специально созданных условиях.
В каждый класс приходят дети с разным уровнем развития и способностями. Возникает потребность в такой системе обучения, при которой как одаренный, так и ученик со средними способностями имели бы равные возможности в учебном процессе, чувствовали себя комфортно в учебном процессе. |